Избалованные дети выходят на работу
Совершенно программный материал, который, как ни странно, не был полностью переведен на русский язык раньше.
Бостонский консультант Гретхен Нилс, проводя для студентов тренинг по подготовке к собеседованиям на работу, спросила их - какими словами, по их мнению, их описали бы работодатели?
- “Замечательные!” - крикнул один студент.
- “Усердные!” - “Энергичные!” - поддержали другие.
Ни один из ответов не подошел даже близко. Правильный ответ, как сказала Нилс, следующий: “Вы считаете, что вам все должны”.
- “Что?” - переспросили студенты. Их удивило и даже обидело, что руководителей возмущает их самомнение.
Если и есть одна черта, которая объединяет стереотипный образ “поколения тысячелетия”, или “поколения Y” (молодых людей и девушек, родившихся в 1980-90х годах) - это их большие, иногда просто неадекватные, ожидания. Работодатели осознают, что эти молодые люди - их будущая рабочая сила, но их беспокоит стремление этого поколения переделать рабочую среду под себя - нежели адаптировать свою жизнь под работу.
Людей предыдущих поколений тоже иногда считали несколько испорченными в детстве и молодости, но у поколения Y запросы необыкновенно высоки. Старшие коллеги попрекают новичков тем, что те хотят всего и сразу. “Каждый из них хочет уже завтра стать генеральным директором”, - в один голос говорят рекрутеры компаний.
По данным опроса CareerBuilder.com, более 85% менеджеров по найму и руководителей кадровых служб считают, что поколение Y отличается большими претензиями, нежели старшие сотрудники. Основные пожелания молодежи включают в себя: более высокую зарплату (74% ответивших), гибкий рабочий график (61%), повышение по службе в течение года (61%) и больше личного времени либо отпусков (50%).
“И вправду кажется, что им нужно все и сразу - сложно сказать, происходит ли это от нежелания или от неспособности идти на компромиссы”, - говорит Деррик Болтон, помощник декана и руководитель приема на программу MBA в Стенфордской школе бизнеса. - “Например, они хотят стать директорами, но при этом говорят, что не собираются жертвовать временем, проводимым с семьей”.
Конечно, поколению тысячелетия придется умерить свои ожидания при поиске работы во время текущего экономического спада. Но их запросы глубоко укоренились в них и, скорее всего, снова проявят себя, когда рынок труда оживет. Некоторые исследования показывают, что эти большие ожидания возникают от чувства превосходства. Университет штата Мичиган вместе с сайтом MonsterTrak провел исследование среди 18-28-летней молодежи и обнаружил, что почти у половины опрошенных было умеренно выраженное либо сильное убеждение в собственном превосходстве. Оно выражалось в утверждениях вроде “Я заслуживаю одобрения от других” и “Я считаю, что я талантливее большинства людей”.
Со своей стороны, молодые кандидаты считают, что могут вести себя привередливо в условиях кадрового голода, развивающегося по мере выхода на пенсию поколения беби-бума 1940-50х годов. “Они видят, что им приходится подстраивать работу под нас вместо того, чтобы заставлять нас изменять свою жизнь под работу”, - пишет блоггер-подросток по имени Оливия на сайте Xanga.com. - “Какие у них варианты? Мы трудолюбивы и владеем нужными средствами, чтобы справляться с работой. Но мы не хотим работать больше 40 часов в неделю и хотим носить ту одежду, которая удобна. Мы хотим иметь возможность скрасить свой рабочий день, воткнув в уши плеер. Если деловой Америке это не нравится, мне жаль.”
Откуда возникает такое настроение? Здесь могут быть виноваты родители, учителя и тренеры. Поколение тысячелетия - домашние любимчики, гордость и радость своих родителей. Их щедро хвалили и награждали, когда те добивались успеха, а иногда и когда не добивались - чтобы не вредить их самооценке. Они сами, и их родители тоже, придавали большое значение успехам, описывая в резюме не только заслуги в учебе, но и спортивные победы, и другие достижения.
Что происходит теперь, когда эти люди выходят на работу - с большими запросами, чем любое поколение до них? Натали Гриффин, руководитель кадровых программ Eaton Corp., говорит: “Их обычное отношение описывается вопросом: “А что вы мне дадите?” Это не обязательно признак высокомерия. Просто у них такая ментальность.”
Представители поколения Y требуют от работодателей массу внимания и руководящего участия. Годовых или даже полугодовых аттестаций им недостаточно. Они хотят слышать оценку своей работы еженедельно, даже ежедневно. Когда их воспитывали, они настолько привыкли к постоянному одобрению, что когда они выходят на работу, они от этого зависимы”, - говорит Субха Барри, управляющий директор и менеджер по разнообразию и реализации возможностей в Merrill Lynch.
Но преподносить критику менеджеры должны осторожно. Это поколение так изнежено, что многие учителя перестали ставить отметки в сочинениях и тестах красными чернилами - потому что это выглядит слишком строго. Часто сотрудники из поколения Y, слыша на аттестации отрицательные отзывы о своей работе, пускаются в слезы и даже вовсе уходят с работы. “Они привыкли постоянно получать положительное подкрепление и не всегда позитивно воспринимают рекомендации по работе над ошибками”, - говорит Стив Канейл, менеджер по кадрам в General Electric. При аттестации, добавляет он, “в любом случае важно описать и хорошие, и плохие стороны, но с более позитивным акцентом”.
Работники поколения Y требуют четких правил. Многие молодые люди попадают в затруднение в ситуациях, где у них нет точных предписаний, но отлично справляются, если есть четко очерченные правила и регламенты, которые они настойчиво просят. Менеджеры должны будут дать им подробные указания по всем аспектам работы - включая проекты, клиентские встречи и сообщения на автоответчике. Может казаться очевидным, что сотрудники должны приходить на работу вовремя, отлучаться на обед не больше, чем на час, и выключать на встречах сотовые телефоны. Но для “поколения тысячелетия” это не кажется само собой разумеющимся.
Гейл МакДэниел, корпоративный консультант и тренер по вопросам карьерного роста для студентов, разговаривала с менеджерами медицинской компании, озабоченными качеством работы некоторых молодых сотрудников. Один сотрудник не выполнил важное задание в срок, и когда начальник попросил у него объяснений, ответил: “А, вы забыли мне напомнить”. Родители и преподаватели не делают большого одолжения из того, что постоянно подстраиваются под молодых людей, говорит МакДэниел. - “Когда они выходят на работу, они думают, что и компании тоже будут идти им на уступки”.
Молодые сотрудники рассчитывают на гибкий рабочий график, который позволил бы им выделять время на семью и на себя. “Это поколение смотрит на работу не как на место, куда им надо идти, а как на что-то, что им надо сделать”, - говорит Кей Фостер-Чик, вице-президент по кадровым вопросам в Johnson & Johnson.
Хоть у поколения Y и есть большие запросы в отношении того, что работодатели им должны дать, компаниям не следует ожидать большой лояльности в ответ. Если работа перестанет им приносить удовлетворение, молодые сотрудники уйдут с нее во мгновение ока. Многие работодатели говорят, что больше всего их волнует именно то, как удержать работников.
Согласно исследованию Мичиганского университета и MonsterTrak, примерно две трети представителей “поколения тысячетелия” сказали, что готовы “перескочить” с одной работы на другую. Более того, примерно 44% из них сказали, что готовы отказаться от уже принятого ими предложения о работе, если получат более выгодное.
Они не видят ничего предосудительного в том, чтобы написать в своем резюме, что сменили за год три места работы. Они полностью уверены, в том, что найдут и новую работу - даже если в нынешней неблагоприятной экономике это займет дольше. И в промежутке им не нужно заботиться о своем пропитании - их родители всегда их поддержат. Они знают, что во время поиска очередной работы всегда смогут пожить у родителей. Сейчас, при плохом рынке труда, возможно, они еще подумают, прежде чем уходить с работы, но как только предложений станет больше, они, скорее всего, продолжат прыгать с одной должности на другую.
Джастин Пфистер, основатель онлайн-магазина спортивного оборудования Open Yard, считает, что ни он сам, ни его собратья по поколению Y не согласятся умерить свои ожидания. Если работодатели не смогут предоставить возможности и компенсацию, которых они требуют, то молодые люди скорее уйдут из мира корпораций и станут предпринимателями, как он. “Нас душит однобокая, скучная работа, которую нам предлагают”, - говорит он. - “Мы многогранные люди, живущие и работающие в многогранном мире”.
Эти прямолинейные люди, как правило, категоричны и не стесняются спорить с работодателями и начальством. Они не придают значения статусу и иерархии. Они хотят, чтобы к ним относились как к коллегам, а не как к подчиненным, и требуют прямого доступа к высшему руководству, в том числе и к генеральному директору, чтобы поделиться своими блестящими идеями. Рекрутеры в таких компаниях, как Goldman Sachs и Amazon, рассказывают про “навязчивых студентов”, беззастенчиво рассылающих письма всем руководителям, начиная с генерального директора, чтобы заручиться их содействием при устройстве на работу.
У компаний есть кровный интерес в том, чтобы сдержать текучку кадров среди молодежи. Сотрудники из поколения Y им нужны не только для того, чтобы заменить уходящих на пенсию беби-бумеров. Лучшие и наиболее способные из молодых сотрудников отлично работают в команде, владеют современными технологиями, умеют опираться на социальные сети и делать множество дел одновременно. Компаниям понадобятся их таланты. Современную молодежь растили для больших достижений, и большинство их них готовы усердно трудиться, если задача их увлекает и ее выполнение соответствующе вознаграждается.
Очевидно, что компаниям, борющимся за лучшие кадры, придется немного уступить и подстроиться под новое поколение. Работодатели должны будут объяснить новым работникам, как их работа делает мир лучше и почему она важна для компании. Дальновидные руководители должны будут прислушиваться к мнению своих молодых сотрудников и давать им слово при принятии решений. Также работодателям стоит рассказывать сотрудникам про те карьерные возможности, которые им откроются, если они еще немного поработают. Именно разнообразие возможностей является самым эффективным средством от текучки кадров.
В конце концов, этот спор между поколениями выглядит несколько забавно: жалующиеся на молодых сотрудников руководители из поколения беби-бумеров - это те самые родители, которые вырастили поколение Y, во всем ему потакая. Субха Барри из Merrill Lynch обращает на это внимание: она учит свою дочь ценить собственное мнение, не бояться спорить и критично смотреть на мир - и сейчас она видит, что от молодежи, воспитанной таким же образом, на работе требуют противоположного. “Это не значит, что мы можем быть так же снисходительны в роли начальников, как в роли родителей”, - говорит она - “Но как родители таких же молодых людей, как наши подчиненные, мы должны относиться к ним с уважением”.
Статья подготовлена WSJ по материалам книги “The Trophy Kids Grow Up: How the Millennial Generation Is Shaking Up the Workplace”, автор Рон Элсоп.
Тема поднималась и в российской прессе. См. также:
Комментарии
Отправить комментарий